Колымская трасса считается самой сложной в России если не в мире: здесь место только самым выносливым и стойким. Невероятный холод, вечная мерзлота, горные перевалы, застывшие реки и множество других препятствий. Дорога проходит через полюс холода – Оймякон, где зимой легко может быть за минус 60.
DNP: Какая из покоренных вами трасс самая сложная?
ВД: Все якутские трассы очень опасные и сложные, трудно выделить какую-то конкретную. Все они проходят по берегу Лены и похожи друг на друга. Одинаковые дорожные условия, одинаковый климат, везде много опасностей – сплошная полоса препятствий…
DNP: Были ли поломки в пути, как выбирались из них?
ВД: Конечно, куда без них. Например, когда мы проезжали через Тикси – это 2000 километров от Якутска, там полное бездорожье, и у нас вышел из строя один из автомобилей, нужно было менять деталь, запасной не было, и на месте тоже было не поправить – постоянно метет, снежный шквал вокруг. В итоге пришлось деталь открутить, отвезти в ближайший поселок, там починить. Потом привезли обратно, поставили и поехали дальше. Обычно на трассе приходится справляться собственными силами – не всегда рядом есть поселок, где можно найти автомастерские. Шанс, что кто-то проедет и увидит тебя «на приколе», тоже невелик, можно ждать часами, трасса пустынная. Так что обычно полагаемся на себя.
DNP: Как вы поддерживаете связь с родными?
ВД: Когда проезжаем через города и поселки, звоним домой с переговорных пунктов. Почти во всех крупных населенных пунктах ловит сотовая связь, а вот когда отъедешь чуть дальше, сотовый телефон становится бесполезным, связь не достает. В таких местах, правда, есть спутниковая связь, но она очень дорогая. Это только на экстренный случай. Так что в основном на связь выходим из населенных пунктов.
DNP: Были ли в вашей практике действительно сложные случаи?
ВД: Каждая поездка — это приключение. Про мистику не скажу, но экстрима хватает. Все зависит от погоды – во время метели может случиться что угодно, гололед тоже добавляет элемент случайности. Но, конечно, всегда надеемся на лучшее.
DNP: Где питаетесь в дороге? Готовите ли сами, если да, то на чем?
ВД: Мы выезжаем из дома с запасом еды. Жены нам наварят, а потом это все замораживается. В дороге разогреваем в кабине в котелке. Сами понимаете, расстояние между поселками 200 – 500 километров, никаких кафе, никаких столовых, приходится все с собой везти. Иногда есть возможность перекусить в кафе, но это скорее исключение.
DNP: Вы суеверны? В какие приметы верите? Возите ли обереги, или еще что?
ВД: Нет, стараюсь не верить в приметы. Так спокойнее.
DNP: Что у вас всегда с собой?
ВД: Конкретно для себя ничего такого специального не беру, разве что перчатки, а вот запчасти для автомобиля всегда с собой, колесо тоже – это главное. У некоторых есть свои талисманы, это может быть что угодно.
DNP: Кажется ли этот путь для вас сложным или он такой же, как все остальные маршруты?
ВД: Это такой же путь, как и другие – дорога есть дорога, тут везде сложно. Но мы справляемся, всегда при себе карта, всегда есть запчасти для автомобиля, всегда веришь в свои силы.
DNP: Какие маршруты бы Василий назвал самыми опасными в Якутии, что еще может попасться на пути?
ВД: Самые опасные – в районах Тикси, Чокурдаха, Таймылыра. Ну и трасса «Колыма», конечно. Там всегда наледи, всегда очень опасно. Самое страшное – когда попадаешь в пургу и метель, мы к такому всегда готовимся – конечно, насколько это возможно. Что, где и когда произойдет, в итоге решают погода и природа, но мы должны быть готовы к любым обстоятельствам, особенно зимой, особенно в январе-феврале. Тут тебе и полярные ночи, и морозы под 60 градусов, и туман такой, что ничего не видно. На весенних фото этого не видно.