mobile button

Эстетика мертвеца: анатомическая магия Рюйша

В 1689 году на амстердамском канале Блумграхт существовал весьма необычный музей. Здесь хранились анатомические образцы человеческих тканей, причем в довольно своеобразной манере. Среди банок забальзамированных образцов было несколько поразительных диорам. Скелеты младенцев, украшенные патологически удивительными орнаментами, скрипки из человеческих костей и тому подобные произведения искусства. Полюбоваться на странный музей собиралась вся Европа, ведь создал его не обычный художник, а великий анатом Фредерик Рюйш. 

  • Заспиртованная магия
Недостатка в посетителях у музея не было. Люди из средних слоев, не отличавшиеся широким кругозором и образованием, видели в искусстве Рюйша настоящую магию. На полвека раньше ученого наверняка бы просто сожгли за его необъяснимое искусство сохранять части мертвых тел в изумительном состоянии. «Они в этом спирте настолько свежи, — писал современник о рюйшевской коллекции детских головок, — что совсем как живые. Некоторые смотрят такими живыми глазами, словно ничто не нарушило их взгляда, хотя стоят уже несколько лет. У других едва не брызжет живая кровь; где отнята голова, там кожица с телом кажется только вчера отрезанной. В других склянках хранятся руки и ноги, на которых еще видны вены через кожу».

    Заспиртованная магия

    Недостатка в посетителях у музея не было. Люди из средних слоев, не отличавшиеся широким кругозором и образованием, видели в искусстве Рюйша настоящую магию. На полвека раньше ученого наверняка бы просто сожгли за его необъяснимое искусство сохранять части мертвых тел в изумительном состоянии. «Они в этом спирте настолько свежи, — писал современник о рюйшевской коллекции детских головок, — что совсем как живые. Некоторые смотрят такими живыми глазами, словно ничто не нарушило их взгляда, хотя стоят уже несколько лет. У других едва не брызжет живая кровь; где отнята голова, там кожица с телом кажется только вчера отрезанной. В других склянках хранятся руки и ноги, на которых еще видны вены через кожу».

  • Эстет, художник, анатом
Фредерик Рюйш изучал медицину в знаменитом Лейденском университете. На последнем курсе он крайне заинтересовался препарированием анатомических материалов: гениальный юноша видел в своем занятии ключ к пониманию человеческого тела. На своем нелегком, мрачном поприще медик достиг небывалых доселе успехов.

    Эстет, художник, анатом

    Фредерик Рюйш изучал медицину в знаменитом Лейденском университете. На последнем курсе он крайне заинтересовался препарированием анатомических материалов: гениальный юноша видел в своем занятии ключ к пониманию человеческого тела. На своем нелегком, мрачном поприще медик достиг небывалых доселе успехов.

  • Рюйшевское искусство
Анатом развил свой собственный способ препарирования, настолько эстетичный и выверенный, что современники прозвали его рюйшевским искусством. Медик тончайшими инъекциями вводил в кровеносные сосуды специальный окрашивающий состав и микроскопические ответвления сосудистой системы оказывались хорошо различимы. Никто в мире больше не мог провести такую тонкую операцию.

    Рюйшевское искусство

    Анатом развил свой собственный способ препарирования, настолько эстетичный и выверенный, что современники прозвали его рюйшевским искусством. Медик тончайшими инъекциями вводил в кровеносные сосуды специальный окрашивающий состав и микроскопические ответвления сосудистой системы оказывались хорошо различимы. Никто в мире больше не мог провести такую тонкую операцию.

  • Коллекционируя смерть
После университета Рюйш получил должность судебного медика в Амстердаме. Ему не приходилось красть трупы для исследований (этим были вынуждены заниматься все врачи, опасаясь суровой длани закона) — мертвецов было в достатке. Лучшие материалы судебный медик перевез прямо к себе домой.

    Коллекционируя смерть

    После университета Рюйш получил должность судебного медика в Амстердаме. Ему не приходилось красть трупы для исследований (этим были вынуждены заниматься все врачи, опасаясь суровой длани закона) — мертвецов было в достатке. Лучшие материалы судебный медик перевез прямо к себе домой.

  • Декоратор
Мертвая плоть не вызывала отторжения у Рюйша. Напротив, голландец считал своим долгом представить препараты так, чтобы превратить их в настоящее произведение искусства. Рюйш заботливо снабжал детские ручки кружевными манжетами, декорировал бархатными полотнами банки с заспиртованными препаратами и завершал всю композицию эстетичным навершием из раковин, что придавало работе вид дикий, но любопытный.

    Декоратор

    Мертвая плоть не вызывала отторжения у Рюйша. Напротив, голландец считал своим долгом представить препараты так, чтобы превратить их в настоящее произведение искусства. Рюйш заботливо снабжал детские ручки кружевными манжетами, декорировал бархатными полотнами банки с заспиртованными препаратами и завершал всю композицию эстетичным навершием из раковин, что придавало работе вид дикий, но любопытный.

  • Петр I и мертвый младенец
В числе препаратов Рюйша значились такие, как «рука ребенка, держащая между пальцами ветку с фруктами» и «трехмесячный плод мужского пола в пасти ядовитейшего животного». Но больше всего посетители поражались не искусным диорамам, а идеально забальзамированным младенцам, заботливо уложенным в гробики. Иллюзия жизни была воссоздана настолько точно, что Петр I попав в гости к профессору не удержался и поцеловал одного из усопших.

    Петр I и мертвый младенец

    В числе препаратов Рюйша значились такие, как «рука ребенка, держащая между пальцами ветку с фруктами» и «трехмесячный плод мужского пола в пасти ядовитейшего животного». Но больше всего посетители поражались не искусным диорамам, а идеально забальзамированным младенцам, заботливо уложенным в гробики. Иллюзия жизни была воссоздана настолько точно, что Петр I попав в гости к профессору не удержался и поцеловал одного из усопших.

  • Секрет анатома
Петр I посылал своего доктора Арескина заключить сделку о покупке всей коллекции, думая узнать и рецепт чудесной бальзамировочной жидкости Рюйша. Но великий анатом унес свой секрет в могилу, оставив потомкам лишь некоторые части сохранившихся диорам смерти.

    Секрет анатома

    Петр I посылал своего доктора Арескина заключить сделку о покупке всей коллекции, думая узнать и рецепт чудесной бальзамировочной жидкости Рюйша. Но великий анатом унес свой секрет в могилу, оставив потомкам лишь некоторые части сохранившихся диорам смерти.

Лучшее за неделю
Загрузка...
Сейчас на главной
-->
empty
subscribe-icon

Выберите параметры рассылки

Пожалуйста, уточните желаемый вариант получения рассылки: